Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Александрина В.А.; Смелых В.В.   
25.04.2024 06:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Александрина В.А. музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Калинка»
  • Смелых В.В. старший воспитатель МБДОУ «ДС «Калинка»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко.

Дошкольное детство является временем первоначального становления личности, когда происходит формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.

 

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь[5]. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Наш педагогический коллектив ДОО активно использует игровые технологии в совместной и самостоятельной деятельности ребенка, ведь они являются одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития познавательных, творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в жизни ребенка. Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого[3]. В процессе работы педагоги создают полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Исходя из цели, мы решаем и ряд задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Используя игровые технологии в практической педагогической деятельности, педагогический коллектив старается поддерживать на занятиях доброжелательную, радостную обстановку, осуществляет эмоциональную поддержку каждого ребёнка, поощряет их фантазии и предложения по выполнению заданий. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

В работе с детьми от 1,5 до 3 лет, а это период адаптациималышей в дошкольном учреждении, наши педагоги используют игровые моменты ( «Каравай», «Маша пляшет», «Пирожки», «Догонялки» и др.). В этот возрастной период важно формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют наши воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи. Организуя занятие, педагоги делают так, чтобы поставленные игровые задачи в начале занятия последовательно решались с помощью игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности. Введение в занятия приёма соревнования подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». Либо в помощи могут нуждаться игровые персонажи. В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении или действии. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, педагоги стараются использовать опыт детей, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях, имевших место в данном коллективе. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей[1].

Нашколлектив старается охватить весь спектр игровых технологий для полноценного и гармоничного развития детей. Это игры на развитие восприятия, мышления, памяти, что является эффективным инструментом для дальнейшей подготовки к школе. Педагогами ДОО активно используются народные игры, с целью приобщения к народной культуре, ведь это важное направление компонента образовательной программы детского сада. Это такие игры как: «Золотые ворота», «Плетень», «Ворон», «Жмурки» и многие другие. Включение детей в театрализованную деятельность, помогает педагогам обогащать дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировать словарь, способствовать нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы нашего детского сада и решением его основных задач. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду, они повышают результативность образовательного процесса, способствуют раскрытию творческих способностей у детей, формированию уверенности в своих силах.

Список используемой литературы:

  1. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. / М.Г. Ермолаева. – СПб.: АППО, 2005. – 112 с.
  2. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.: Флинта, 2010. – 93 с.
  3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2007. – 192 с.
  4. Швайко, Г. С. Игры, игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1998. – 64 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год